Архив "Посиделок"

1. Я переделал много дел
2. Альма матер
3. Остров Гваделупа
4. Мы по-прежнему стареем
5. Зеленый поезд
6. Абонементные книжки
7. Знаю, легче всего память носит грехи
8. Переделкино
9. Предположим, герой - молодой человек
10. Контрабандисты
11. На материк
12. Песенка об Арбате
13. Поэтесса
14. Осенние письма
15. Песня про зайцев

1. Я переделал много дел

Александр Суханов

стихи: Овсей Дриз.

Em                 Am  D7                        G
Я переделал много дел,  едва с кровати встать успел.
C                   Am   H7                 Em     E7
Надел я тапочки сначала,  затем заправил одеяло.

Потом зарядку сделал четко,   потом почистил зубы щеткой
Потом я поиграл с котом,  с сестрой поссорился потом.

Потом решили мы подраться, и вот устал, но говорят:
Что надо быстро одеваться и отправляться в детский сад.

Em                 Am  H7                        Em
Я переделал много дел,  едва с кровати встать успел. 

2. Альма матер

Виктор Берковский

                 Стихи Дмитрия Сухарева
Hm                                   Е
Альма-матер, альма матер, легкая ладья.
 Em           Hm         F#7      Hm
Белой скатертью дорога в ясные края.
Hm                                   Е
Альма-матер, альма матер - молодая прыть.
Em   А       D      G       F#7         Hm      А
Оглянись, народ лохматый - нам далеко плыть.

 D            А
Вид отважный, облик дружный,
                D            C#7          F#7
ветер влажный, ветер южный, парус над волной...
 Hm         Em         А            D
Волны катятся полого, белой скатертью дорога.
 Em    F#7   Hm
Вечер выпускной.

Альма-матер, альма матер, старый драндулет -
Над кормой висит громада набежавших лет.
Ветер влажный, век железный, и огонь задут.
Здраствуй, здраствуй, пес облезлый, как тебя зовут.

Обними покрепче брата,
Он тебя любил когда-то - давние дела.
Пожелай совсем немного,
Что-бы нам с тобой дорога скатертью была

Альма-матер, альма матер, прежних дней пиры.
Не забудем аромата выпускной поры.
Лег на плечи, лег на плечи наш нелегкий век.
Обними меня покрепче, верный человек.

Видишь - карточка помята,
В лыжных курточках щенята - смерти ни одной.
Волны катятся полого, белой скатертью дорога.
Вечер выпускной.

3. Остров Гваделупа

Александр Городницкий

                       Игорю Белоусову

Такие, брат, дела, такие, брат, дела          Dm      Gm  A7
Давно уже вокруг смеются над тобою            Dm      C7  F   D7
Горька и весела пора твоя прошла              Gm      Dm
И партию сдавать пора уже без боя             В   E7  A7  Dm

На палубе ночной постой и помолчи
Мечтать под сорок лет по меньшей мере глупо
Над темною водой огни горят в ночи
Там встретит поутру нас остров Гваделупа

Пусть годы с головы дерут за прядью прядь
Пусть грустно оттого, что без толку влюбляться
Не страшно потерять умение удивлять
Страшнее потерять умение удивляться

И возвратясь в края обыденной земли
Обыденной любви, обыденного супа
Страшнее позабыть, что где-то есть вдали
Наветренный пролив и остров Гваделупа

Так пусть же даст нам Бог за все грехи грозя
До самой смерти быть солидными не слишком
Чтоб взрослым было нам завидовать нельзя
Чтоб можно было нам завидовать мальчишкам

И будут сниться сны нам в комнатной пыли
В последние года, отмерянные скупо
И будут миновать ночные корабли
Наветренный пролив и остров Гваделупа


1970
(НИС) "Дмитрий Менделеев",
Малые Антильские острова

4. Мы по-прежнему стареем

Сергей Симонов

Мы по-прежнему стареем,          Am Dm
Кто неспешно, кто скорее,        G C
Постареем, побелеем,             A7 Dm
Соберемся в мир иной.            H7 E7
Детям выделим излишки,           A7 Dm
Низведем дела в делишки,         G C
Но появится мыслишка:            Dm Am
Не тряхнуть ли стариной?         E7 Am

Припев:
    И будут к водочке грибки, чай с ватрушками,     E7 Am A7 Dm
    Как сойдутся старички со старушками.            G C E7
    Как по прошлому пойдут, словно ощупью,          Am Gm A7 Dm
    Напевая на ходу нашу, общую.                    Am H7 Dm6 E7 Am
    И роняя по пути годы лишние,
    И гуляя до пяти, как в давнишние,
    Удалые времена, бесшабашные,
    Чтоб на завтра вспоминать про вчерашнее.

А на завтра кости ноют,
С нехорошей новизною,
Тело глупое, больное.
Сами посудите, как
Жить в душе с такою тарой?
Эх ты, дурень, дурень старый!
Смерть с клюкой, а ты с гитарой,
С прежней силушкой в руках.

Припев:
    И от восьмидести восьми к двадцати шести
    Ты же можешь, черт возьми, всех нас вывести.
    Так гони по осевой, не постанывай!
    Не успели мы всего - значит, заново!
    Собираться старичкам со старушками,
    Ставить водочку к грибкам, чай с ватрушками,
    Пробираться по годам, словно ощупью,
    Напевая, как всегда, нашу общую!

Па-ра-ра:
Пробираться по годам, словно ощупью,
Напевая, как всегда, нашу общую!

5. Зеленый поезд

Владимир Ланцберг

Cm D7 Gm C7 F В Gm A7 Dm

Слепой закат догорел и замер,           A7 Dm A7 Dm
И вновь, худобу кляня свою,             Am В E7 A7
Зеленый поезд виляет задом,             Gm D7 Gm
А я с моста на него плюю.               E7 A7 Dm
Ему - на север, а мне - налево,         B D7 Gm
И чертыхаюсь я каждый день,             C7 F
Что держит дома меня холера,            Gm Gm6 Dm B7  |
А может, дело, а может, лень.           E7 A7 D7 (Dm) | 2 раза

Рулит на взлет самолет пузатый,
Урча моторами тяжело.
Планида вновь повернулась задом,
Не то случайно, не то назло.
А я не гордый, я просто занят,
Я спецзаказом к земле прижат,
И слоем пыли на чемодане            |
Мои намерения лежат.                | 2 раза

Вода сердито грызет причалы...
Чего-то мало, чего-то жаль -
А я скептически жму плечами,
Поскольку надо ведь чем-то жать!
Грызите локти перед разлукой,
Ловите чепчики на лету:
Я занятой, и с улыбкой глупой       |
Я провожаю свою мечту.              | 2 раза

Кому - на север, а мне - налево,
И чертыхаюсь я каждый день,
Что держит дома меня холера,
А может, дело, а может, лень...
Чего мне мало, куда мне надо -
В какие северные края?
...Зеленый поезд виляет задом,
Плетясь, как дура-судьба моя.

1971

6. Абонементные книжки

Алексей Иващенко, Григорий Васильев

Абонементные книжки и проездные билеты
Продаются водителем только на остановках:
        Вот ведь какие делишки - стоят пять тысяч штиблеты.
        Если будешь рачительным - ноги протянешь в обновках.

Скоро нам, граждане, крышка, хоть и не радует это -
Очень для жизни сомнительной выглядит обстановка.
        А абонементные книжки и проездные билеты
        Продаются водителем только на остановках.

7. Знаю, легче всего память носит грехи

Александр Васин

  Em               C  Fis                Hm
  'Знаю, легче всег'о 'память носит грех'и,
  Am               H7      H7      Em
  'Знаю, даже во сн'е беред'ят неуд'ачи.
  G                  H7 H7              Em   E7
  'Разве только из н'их 'состоит наша ж'изнь?
             Am         H7     Em
  'Сколько р'аз все быв'ало ин'аче.

А покажется вдруг - ты уже у черты
И ушла навсегда та счастливая шалость,
Но рассветы опять горячи и чисты -
Посмотри, разве мало осталось?

Нет, не время теперь бросить наши дела,
Об ушедших годах сожалея уныло.
Горевать о любви, что когда-то была,
Нам бы всех наших дней не хватило.

Так что хватит хандрить, поднимайся - пора!
Вновь друзья тебя ждут не больным, не отпетым.
А о чем мы с тобой промолчим до утра,
Никому не расскажем об этом.

8. Переделкино

Александр Городницкий

                        Л.Либединской

Позабудьте свои городские привычки, -
В шуме улиц капель не слышна.
Отложите дела - и скорей к электричке:
В Переделкино входит весна.

Там зеленые воды в канавах проснулись,
Снег последний к оврагам приник.
На фанерных дощечках названия улиц -
Как заглавия давние книг.

Там, тропинкой бредя, задеваешь щекою
Паутины беззвучную нить.
И лежит Пастернак под закатным покоем,
И веселая церковь звонит.

А в безлюдных садах и на улицах мглистых
Над дыханием влажной земли
Молча жгут сторожа прошлогодние листья -
Миновавшей весны корабли.

И на даче пустой, где не хочешь, а пей-ка
Непонятные горькие сны,
Заскрипит в темноте под ногами ступенька,
И Светлов подмигнет со стены.

И поверить нельзя невозможности Бога
В ранний час, когда верба красна.
И на заячьих лапках, как в сердце - тревога,
В Переделкино входит весна.

1964

9. Предположим, герой - молодой человек

Михаил Щербаков

Предположим, герой - молодой человек, холостой кавалер,         E7 А
должен ехать в провинцию, дней этак на десять, делать дела.
Расставаясь с избранницей, он орошает слезой интерьер           A7 Dm
и, пожалуй, не врет, говоря, что разлука ему тяжела.            Dm6 Fm6 G7
   Заклинает богами земли и морей                               Cm
   без него не подмигивать здесь никому,                        Ab
   в сотый раз, напоследок, уже у дверей,                       Eb
умоляет писать ему, что бы там ни было, в день по письму,       Gdim В
рисовать голубка на конверте и слать непременно скорей -        D7 Gm
и красавица тем же вполне от души отвечает ему:                 A7 D
   обещает писать, ободряет кивком,                             D7 G
   одаряет цветком - наконец, отпускает                         B7/Ab D
   и в десять минут забывает о нем.                             A7 D
   А герой, повелев ямщику не зевать,                           D7 G
   через сутки пути прибывает на место,                         B7/Ab D
въезжает в гостиницу и принимается существовать.                A7 D


То есть, это он движется с делом и без, в экипаже и нет,
озирает окрестности в виде замшелых прудов и скульптур.
Что ни день, на подарки понятно кому не жалеет монет,
покупая смарагдовый хлам и серебряный всякий сумбур.
     Или в номере (кстати, весьма дорогом)
     вечерами письма от негодницы ждет.
     Изнывает со скуки, дурак дураком,
не пьянея глотает ликер и бисквит без охоты жует.
Ожидает конверта с условным на нем от руки голубком.
И, томясь ожиданьем, шагает по бархату взад и вперед.
     А кокетка не помнит, она занята,
     что ни день, ежечасно ее с головой
     поглощает забота то эта, то та.
     То непрошенный гость у нее, то мигрень,
     то канун маскарада, то сам маскарад,
то верченье столов, то большая примерка - и так что ни день.

Предположим, неделя проходит, он ждет, а письмо не идет.
То есть, рухнули связи, обмякли устои, померкли миры.
Почтальоны ушли, вероятно, в какой-нибудь горный поход
и один за другим, вероятно, упали с высокой горы.
     Проведя две ужасные ночи без сна,
     на девятые сутки в единый прием
     он снотворного склянку, что свалит слона,
     осушает, и мрак наконец оглушает его забытьем.
В это самое время внезапно о нем вспоминает она.
То есть, в ту же секунду она невзначай вспоминает о нем.
     И, конечно, бросается прямо к бюро,
     из бюро вынимает, конечно, бювар,
     из бювара бумагу берет и перо.
     И строкою строку погоняет строка,
     и к рассвету посланье выходит густым,
как почтовый роман, а могло быть и гуще, да ночь коротка.

а десятые сутки с утра одевается наш кавалер,
выпивает свой кофе, причем даже с юмором смотрит в окно.
А затем неспеша тормошит саквояж, достает револьвер
и, конечно, стреляется, прямо на бархате, что не умно.
     А конверт и надписан уже, и закрыт
     (не без помощи воска, смолы и огня),
     силуэт голубка в уголке не забыт,
путевые издержки рассчитаны, нарочный сел на коня...
Остальные детали впоследствии следствие определит.
А пока угадайте, что в этом во всем привлекает меня.
     Ну, конечно же, нарочный, Боже ж ты мой!
     как он это поскачет сейчас, полетит,
     не касаясь дороги, помчится стрелой.
     А часа через два ни с того, ни с сего,
     на дворе постоялом я встречу его
и в глаза посмотрю со значением, но не скажу ничего.

   Разговаривать некогда, да и зачем?                           Dm
   Господа пассажиры, четвертый звонок,                         B
   занимайте места, je vous prie, je vous aime,                 F
я - ваш новый форейтор, а кто не согласен - вот Бог, вот порог! Ebdim Am
Решено, что мы едем в Эдем - это значит, мы едем в Эдем,        H7 Em
занимайте места, господа вояжеры! Таков эпилог.                 F#7 Hm
   (Или, может, эпиграф? Не все ли равно?                       H7 Е
   Я их, знаете, путаю: префикс один,                           Em6 Hm
   да и корни, по смыслу, считай, заодно.                       F#7 Hm
   Ох, уж эти мне эллины! Этот язык!                            H7 Е
   Уж и как не вникал я в него, а не вник -                     Em6 Hm
между тем, не последний, по общему мнению, был ученик.)         F#7 Hm

1995

10. Контрабандисты

Виктор Берковский

                       Стихи Э.Багрицкого

    Dm                   A7              D7
По рыбам, по звездам проносит шаланду :
                      Gm
Три грека в Одессу везут контрабанду.
                           Dm
На правом борту, что над пропастью вырос :
  E7              A7        E7
Янаки, Стравраки,    Папа Сатырос.
    Dm                   A7              D7
А ветер как гикнет, как мимо просвищет,
                          Gm
Как двинет барашком под звонкое днище,
                           Dm
Чтоб гвозди звенели, чтоб мачта гудела :
   E7              A7    E7
- Доброе дело! Хорошее дело!

            D7
Припев: Ай, греческий парус!
             Gm
        Ай, Черное море!
         E7            A7
        Черное море! Черное море!
                Dm
        Вор на воре!..

Двенадцатый час - осторожное время.
Три пограничника, ветер и темень.
Три пограничника, шестеро глаз -
Шестеро глаз да моторный баркас...
Три пограничника! Вор на дозоре!
Бросьте баркас в басурманское море,
Чтобы волна под кормой загудела :
- Доброе дело! Хорошее дело!

Припев: Ай, звездная полночь!
        Ай, Черное море!
       Черное море! Черное море!
       Вор на воре...

     D7                 Gm
Вот так бы и мне в налетающей тьме
  C7                 F
Усы раздувать, развалясь на корме,
    D7                    Gm
Да видеть звезду над бушпритом склоненным,
    В                 A7
Да голос ломать черноморским жаргоном,
                            Dm
Да слушать сквозь ветер, холодный и горький,

Мотора дозорного скороговорки!
      Gm                   Dm
Иль правильней, может, сжимая наган,
    Gm                D7
За вором следить, уходящим в туман...
     Gm                E7
И вдруг неожиданно встретить во тьме
  A7
Усатого грека на черной корме...


Так бейся по жилам, кидайся в края,
Бездонная молодость, ярость моя!
Чтоб звездами сыпалась кровь человечья,
Чтоб выстрелам рваться Вселенной навстречу,
Чтоб волн запевал оголтелый народ,
Чтоб злобная песня коверкала рот, -
И петь, задыхаясь в страшном просторе:
- Черное море! Черное море!

Припев: Ай, звездная полночь!
        Ай, Черное море!
        Черное море! Черное море!
        Хорошее море!..

1968

11. На материк

Александр Городницкий

"...Написана как стилизация песен зэков, - в свое время они меня за нее чуть было не убили, потому что решили, что я присвоил себе их песню... Блатные песни я не любил и не люблю, ибо я против романтизации блатного мира в принципе. Не случайно блатари всегда были у лагерной охраны за понятых и палачей для политических заключенных. А вот что касается лагерных песен, то к ним я отношусь очень серьезно и считаю их предметом серьезного исследования для историков и литературоведов. Это великие песни страдающего и угнетенного народа, страшные обвинительные документы эпохи".

  Am A7       Dm
От злой тоски не матерись -
         G              С A7
Сегодня ты без спирта пьян.
        Dm  Am
На материк, на материк,       |
         E7         A7(Am)    |
Идет последний караван.       | 2 раза

Опять пурга, опять зима
Пришла, метелями звеня.
Уйти в бега, сойти с ума      |
Теперь уж поздно для меня.    | 2 раза

Здесь невеселые дела,
Здесь дышат горы горячо.
А память давняя легла         |
Зеленой тушью на плечо.       | 2 раза

Я до весны, до корабля
Не доживу когда-нибудь.
Не пухом будет мне земля,     |
А камнем ляжет мне на грудь.  | 2 раза

От злой тоски не матерись, -
Сегодня ты без спирта пьян.
На материк, на материк,       |
Ушел последний караван.       | 2 раза

1960

12. Песенка об Арбате

Булат Окуджава

"...Арбат для меня не просто улица, а место, которое для меня как бы олицетворяет Москву и мою родину..."

 Am               E7              Am
Ты течешь, как река. Странное название!
                 H7                E7
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
       Am         H7         E7        Am
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - мое призвание,
        F        Am/E   E7   Am
Ты - и радость моя, и моя беда.
       H7         E7                   Am
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - мое призвание,
        F        Am/E   E7   Am
Ты - и радость моя, и моя беда.


Пешеходы твои - люди невеликие,
каблуками стучат - по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моя религия,     |
мостовые твои подо мной лежат.              | 2 раза

От любови твоей вовсе не излечишься,
сорок тысяч других мостовых любя,
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - мое отечество,   |
                              (Am)          |
никогда до конца не пройти тебя!            | 2 раза

1959

13. Поэтесса

Александр Дольский

                Стихи Саши Черного

Она была поэтесса,
Поэтесса бальзаковских лет.
А он был просто повеса,
Курчавый и пылкий брюнет.

Повеса пришел к поэтессе,
В полумраке дышали духи.
На софе, как в торжественной мессе
Поэтесса гнусила стихи:

"О, сумей огнедышащей страстью
Растопить мою сонную грудь!
К пене бедер над алой подвязкой
Ты не бойся губами прильнуть.

Я свежа, как дыханье левкоя,
Так сплетемся ж в изтомности тел".
Продолжение было такое,
Что смущенный брюнет покраснел.

Покраснел, но оправился быстро
И подумал: "Была не была.
Здесь не думские речи министра,
Не слова здесь нужны, а дела".

И с неистовой силой кентавра
Поэтессу повеса привлек...
Но вульгарно-визгливое "Мавра!"
Охладило кипящий поток.

"Простите, - вскочил он -  Вы сами"...
Но в глазах только холод и честь.
"Как вы смели к порядочной даме,
Точно дворник, с объятием лезть?"

Вот чинная Мавра. И задом
Уходит растерянный гость.
В гостиной рассеяным взглядом,
Он долго искал свою трость.

С лицом белее магнезий,
Шел по лестнице пылкий брюнет.
Не понял он новой поэзии
Поэтессы бальзаковских лет.

14. Осенние письма

Юрий Кукин

     Dm        Gm
Потянуло, потянуло
      C           F
Холодком осенних писем,
         Gm          Dm
И, в тайге гремящий выстрел
        E9       A
Ранил птицу и меня.
         D           Gm
Думал, все во мне уснуло,
       C               F    D
Не важны ни боль, ни смысл...
     Gm        Dm
Защемило, затянуло
         E    A    Dm
В печь осеннего огня.


Что же делать, что же делать?
Постучаться в ваши двери
И, как будто от убийцы,
От себя себя спасать?
Первым к вам войдет отчаянье,
Следом я - ваш Чарли Чаплин,
Жизнь, как тросточку, кручу я,
Сделав грустные глаза.

Невезенья, неурядиц
Стал замерзшим водопадом.
Мне тепла от вас не надо,
Не тревожьте водопад!
Только осень - листопадом,
Только ты - прощальным взглядом...
Я просил тебя: "Не надо!", -
Все вернули мне назад.

Уезжал в зеленый омут,
Убегал в волшебный город,
И в прыжках сквозь арки радуг
Сам себя тренировал.
Знал же, знал, что не поможет,
Приобрел ненужной ложью
Пустоту ночей бессонных
И восторженных похвал.

Потянуло, потянуло
Холодком осенних писем,
Желтых, красных, словно листья,
Устилающие путь.
И опять лицом в подушку -
Ждать, когда исчезнут мысли,
Что поделать? Надо, надо
Продержаться как-нибудь...

Конец сентября 1965
Темиртау

15. Песня про зайцев

Леонид Дербенев

                  (к/ф "Брилиантовая рука")

припев: Am Dm Dm6 B7+ E7 Am E7-5 E7 Am Dm Dm6 B7+ E7 Am
оконч: Am E7-5 Am


Am               Dm7 G7              Cmaj
В темно-синем лесу,   где трепещут осины,
Fmaj              B7  H7             E7
Где с дубов-колдунов    опадает листва,
Am            Dm7 G7                  Cmaj
На поляне траву    зайцы в полночь косили
D7          F          H7        E7
И при этом напевали странные слова:

 Пр:
        Am                    Dm
     А нам все равно, а нам все равно,
             E                  Am
     Пусть боимся мы волка и сову.
                                Dm
     Дело есть у нас - в самый жуткий час
            E                    Am
     Мы волшебную косим трын-траву.

А дубы-колдуны растворились в тумане.
Из поганых болот поднимается жуть.
Косят зайцы траву, трын-траву на поляне
И от страха все быстрее песенку поют:

    А нам все равно, а нам все равно,
    Пусть боимся мы волка и сову.
    Дело есть у нас - в самый жуткий час
    Мы волшебную косим трын-траву.

    А нам все равно, а нам все равно,
    Твердо верим мы в древнюю молву:
    Храбрым станет тот, кто три раза в год
    В самый жуткий час косит трын-траву.

    А нам все равно, а нам все равно,
    Станем мы храбрей и отважней льва.
    Устоим хоть раз в самый жуткий час -
    Все напасти нам станут трын-трава.